Ширин Манафов «Обаяние Рима: фонтан Треви»

 

Побывать в Риме и не бросить монетку в фонтан Треви? Да вы не были в Риме.

За неделю перед  Рождеством и до конца января  Рим набухает туристами как горошина в воде.  Неудивительно, что митинги протеста местных жителей в Барселоне против наплыва туристов быстро перекинулись в Вечный город. Первыми взбунтовались жители кварталов рядом с знаменитым фонтаном Треви. Ничего странного,  ведь ежедневно его посещают до ста тысяч туристов. Гуляют вокруг фонтана круглосуточно, так что не удивительно восстание жителей несмотря на огромный вклад фонтана Треви в бюджет города. 

Самый роскошный фонтан из 280 фонтанов в Риме.  Выполненный в стиле барокко, он был построен по эскизам Бернини, обожающего театральные эффекты и умеющего их создавать.  Бернини создал фонтан  как театральное зрелище. Небольшая площадь перед фонтаном напоминает постоянно заполненный зрителями амфитеатр, а сам фонтан – прекрасную сцену, в центре которой бог Океан в раковине – карете, запряженной двумя морскими коньками. Путь между скалами им показывают тритоны.  

Туристы с разными целями приходят к фонтану Треви. Одни хотят всего лишь вернуться в Рим, но есть и немалая группа – повторить сцену из «Сладкой жизни».

Посетить Рим и не бросить монетку в фонтан  Треви – удивить Рим, - говорил гид Томазо Ричи  – Слава великому Феллини. Все бросают в Треви монетки, а Феллини бросил в фонтан красотку.  Помните эту прекрасную сцену из фильма Феллини « Сладкая жизнь»? Пышногрудая шведка Анита Экберг, восхищенная творением Бернини, входит в фонтан и идет по воде к скульптуре.

Символизируя восторг и преклонение перед великим творцом – Ренессансом. Это простые смертные бросают в фонтан монетки, творцы бросают в него свое восхищение. Следом за Анитой в фонтан вступает Марчелло Мастроянни.

Прими меня, Ренессанс, я твоя дочь, – говорят простертые к богу Океану руки Аниты.

Разве не символично, что сцену снимали в январе и северянка Анита торчала в воде часами и не испытывала никаких проблем.  Зато Мастроянни во время сьемок, говорят, выпил не одну бутылку водки. То, как эксплуатируется фонтан Треви туристами обьясняет причины бунта против туристов, происходящем сейчас  в городах Испании и Италии.

Когда фильм «Сладкая жизнь» завоевал мир, с фонтаном Треви стали происходить чудесные вещи. 

Каждая влюбленная парочка по ночам пытается повторить ту знаменитую сцену из «Сладкой жизни», не совсем понимая ее смысл. Просто это красиво, романтично, и обязательно мужчина идет следом за женщиной.  И таких парочек за сутки набирается минимум 30, так что жители обеспечены радостными визгами купальщиц круглые сутки. Тысячи таких  парочек слетается со всего мира. Чем дальше мы от бума «Сладкой жизни»  тем быстрее растут и число парочек и размер штрафа  за стремление повторить одну из самых великих сцен в мировом кинематографе.  Когда сцену повторяют понимающие ее символику, то полицейские- старожилы, бывало, и отпускали без штрафа. Но когда в фонтан заходят дилетанты, незнакомые с замыслом великого фильма, тут шансов никаких. Некоторые римляне даже подговаривают японских и китайских туристов. Такая, мол, есть у нас верная примета – стоит вам со своей девушкой войти в фонтан и вы навсегда станете страстными любовниками и у вас вырастут прекрасные дети. Правда, придется заплатить небольшой штраф, но в три часа ночи - театр ваш. При этом забывают предупредить, что фонтан охраняется круглосуточно. В Риме ходят слухи, что полицейские отстегивают часть прибыли своим нештатным сотрудникам.

Давно сложилась такая традиция – выпить воды из «трубочек влюбленных», расположенных в правой части фонтана.  Ненаказуемо, как и другая, самая распространенная – стоя спиной к фонтану, бросить в него монетку. Обязательно правой рукой через левое плечо. В 1991 году мэрия Рима запретила туристам сорить деньгами, но традиция сильнее запретов и теперь  мэрия в восторге. Ежедневно до  двух тысяч евро оставляют туристы на дне фонтана Треви. За год набегает  минимум  730 тысяч евро. Фонтан работает без выходных. Все деньги коммунальные службы передают католической благотворительной организации «Каритас», которая обеспечивает едой и ночлегом бездомных. Минимум 24 тысячи римских бездомных питаются и имеют кров благодаря фонтану Треви. Им же перепадает и от всех собранных штрафов. Так что за каждой влюбленной парочкой, которая залезла в фонтан,  с благодарностью наблюдают те, кто имеет свой процент от штрафов: полицейские и бездомные. Искупаться в фонтане в 2013 году стоило 200 евро, сейчас штраф уже равен 250 евро, но некоторые штрафы достигают и полумиллиона евро. Один 40-калетний богач- экстремал  решил войти в историю и забрался на скульптурную композицию фонтана, снял рубашку и стал загорать. Рубашку повесил на руку бога Океана и разлегся между ним и морскими коньками. Уговорам внимать не собирался и нарушителя сняли только с помощью пожарной лестницы. Полмиллиона вчинили не только за демонстративность вызова, но и за ярко выраженное непонимание сути фонтана Треви, за попытку опошлить, обесценить послание шедевра. Не удивительно, что римляне настроены против экстравагантных выходок туристов.

Фонтан Треви несет послание людям, и это послание ярче всех раскрыл гений Феллини в своей бессмертной картине «Сладкая жизнь». Так что все справедливо, - считают римляне - за купание в фонтане – 250 евро, а за не уважение к  посланию – 500 тысяч евро.

Ни в одном музее Рима я не получал такого удовольствия, наблюдая наблюдателей, как у фонтана Треви, – рассказывал опытный римский гид Гаэтано Бенедетти. -  Наблюдения за наблюдателями – старинная римская традиция.  Люди с разными целями любуются шедеврами Вечного города.  Диалог зрителя с искусством очень индивидуален и полон открытий.  Доставляет массу эмоций и самому зрителю и наблюдателю. Фонтан Треви – это территория интенсивной работы. Как в галерее Уффици или в Лувре. Как создать  у себя на родине нечто равное фонтану Треви?  – спрашивают у меня восторженные туристы.  Некоторые говорят мне, что влюбились в Рим, не могут без Рима. Меня это не радует. Это значит, человек признается в поражении и говорит, что я не могу создать шедевры у себя на родине. Не могут создать территорию восторга и изумления как фонтан Треви.

Туристы делятся на две группы. Кто готовился к встрече с Римом, знают, что ищут. Наблюдая восхищение, вызывающее у зрителей фонтан Треви, они видят себя рядом с прекрасной Анитой.  А другие просто любуются и кушают мороженое.  Когда говоришь первой группе: Марчелло Мастроянни  сыграл свою главную роль в фильме «Сладкая жизнь», смеются.  Отвечают: Главную роль в фильме сыграл фонтан Треви.  Анита и Марчелло точно передали замысел Феллини. Мы мечтаем воплотить послание фонтана, так же интересно, как удалось Бернини и Феллини. С этой мечтой и отбываем.  Меня иногда приглашают в города, где первая группа воссоздает фонтан Треви. Встречаются интересные попытки.

Наследие не получают в дар, его завоевывают любовью, изучением. Тогда судьба реализуется в творчестве, и возможны открытия, подобно «Сладкой жизни».  По мысли Мальро, каждое произведение искусства есть неисчерпаемая возможность перевоплощений.  Это можно видеть здесь каждый день. Фонтан Треви 24 часа в сутки окружен мольбертами, здесь живопись вырастает из легенды. Художники разные: от прямого цитирования до изображения чудесных фигурок фей и нимф из « Сна в летнюю ночь» Шекспира, выходящих из струн фонтана.

Лет десять назад на площади перед фонтаном прошло праздничное шоу- дефиле молодых актеров в нарядах героев фильмов Феллини. Никакой ностальгии. Нескрываемая зависть к  эпохе, сумевшей сделать из себя легенду при жизни. Редкий случай, когда звезды шоу – бизнеса слетались на дефиле, хотя ни Лагерфельда, ни Донателлы Версаче, вообще никого из именитостей. Настолько 70-е годы были богаты личностями, задолго до героини Феллини, нашедшие в фонтане Треви проход в Возрождение.     

 

«Ешь, молись, люби»

Большинство посетителей в окружающих фонтан многочисленных кафе – женщины бальзаковского возраста. Чаще иностранки. Под впечатлением фильма « Ешь, молись, люби» с участием Джулии Робертс возникла новая традиция. Женщины наблюдают жизнь фонтана Треви, кушая мороженое в этих кафешках. В фильме героиня Джулии Робертс трижды в день проходит мимо фонтана в лавку мороженого. Каждый день покупает новый вкус. Сегодня она дегустирует жизнь фонтана с шоколадным мороженым,  завтра с ванильным, послезавтра с фисташковым, далее с ромовым, фруктовым, тирамису и еще каким – то.  Героиня Джулии так справляется с депрессией от развода и кризисом среднего возраста. Насыщенная, азартная жизнь площади перед знаменитым фонтаном и людей, столь разно воспринимающих шедевр Бернини, помогают героине фильма справится с депрессией. Фонтан действительно обладает магическим воздействием. Особенно на тех, кто читают как произведение Бернини послание. Неосведомленные просто бросают монетки и воспринимают фонтан как символ Рима, а те, кто знают о фильме Феллини  бросают монетки с благодарностью за это откровение великого режиссера: Мы дети Ренессанса. 

Фонтан Треви говорит им: Ренессанс жив и теперь вы причастны к его работе.

Мэр Дижона смеясь рассказывал мне, – продолжает Гаэтано, - мэрия рассматривает проекты десятков скульпторов, дизайнеров с их грандиозными планами построить  в Дижоне нечто такое же, как фонтан Треви.  Но нет  среди них Феллини. Фонтан Треви  заставляет работать воображение. Миллионы бросали монетки, только одному из них пришла в голову мысль – отдать фонтану Треви красавицу. 

 Я иду к тебе, услада моих глаз, – поет женщина, рассекая холодные воды фонтан. Анита молится богу Ренессанса.

 Как это удивительно, – изумляется римлянин Мастроянни, вступая в фонтан за Анитой. – Так вот сразу всего захватить, увлечь человека, как это сделал фонтан с этой женщиной.  Властный, веселый, жизнерадостный захватчик.

Как это повторить? Жизнерадостно захватить власть.  Только фонтану Треви это удалось и удается по сей день. Фильм Феллини гимн всем, кто воспринимает фонтан Треви как символ Ренессанса и Рима. Феллини сделал постижение этого послания веселым, романтичным завораживающим зрелищем.  В том, как роскошно передвигалась в фонтане Анита была такая ирония  над Мастроянни. Римлянином, не понимающим фонтан Треви.  Выросшим рядом с фонтаном и не замечавшим шедевр.

 Все твои трюки светского ухажера ничто по сравнению с веселым и сильным посланием фонтана. Придумай такое же сильное и изящное выражение послания Ренессанса и я твоя. А пока … следуй за мной, малыш. И Мастроянни следует.   

Не пышногрудой Анитой восторгается Феллини, а мощному обаянию творения Бернини,  которое мечтают воплотить художники – тревиманы. Мало кто из них помнит весь фильм, но сцена поклонения Ренессансу врезалась  в память и требует развития темы.

 – Подари мне  радость познания, – говорят тревиманы, по ночам заходя в фонтан.

Тревимания

Почти всех, кто посещает Рим, охватывает тревимания. В первую очередь дизайнеров и… бизнесменов. Хотите успех иметь под стать произведению Бернини, мощный, фундаментальный?  Создайте чудо, притягивающее, интригующее, словом, равное фонтану Треви.  Удается единицам.  Как это сделал Феллини? Он запустил в легендарный фонтан женщину и мужчину, которые точно выразили мысль режиссера.

За Анитой следует восхищенный блестящей идеей Мастроянни. Римлянин сотни раз проходил мимо фонтана и не видел послания. Красивой женщиной ведет восторг перед вдруг открывшейся дверью в Ренессанс. Анита в фонтане Треви – какая ирония над феминистками. Идеалы феминизма великолепны, но еще великолепнее эти двое вдруг увидевшие двери в прекрасное, вдруг ставшие великими. Ренессанс жив, этот самый веселый представитель геронтократии процветает, и стоит понаблюдать за тем, как он работает в тебе.

Фонтан Треви есть везде. В России в деревне Цапелька родовое гнездо Набоковых – очень сильное и веселое место. В доме Набоковых есть такая потаенная дверь – стоит вам дотронуться до нее и вы окажетесь в описанной писателем замечательной тюрьме, где вход и выход свободный.  В Иране  в усыпальнице поэта Хафиза юноши пишут стихи и объясняются в любви избранницам. 

Тот мэр Дижона, что так скептически о мечтающих повторить Треви, все же признает: В каждом городе должен быть свой фонтан Треви – проход в Ренессанс, западный, восточный – не важно.

Треви на час

Мэр Дижона по –своему прав, но тревимания  зашкаливает. Эти две тысячи евро в день сводят с ума дизайнеров и мэрии сотен городов. Один из таких дизайнеров  ЛуиджиСказарини мечется по всему ЕС и предлагает свои вариации на тему фонтана Треви.  Какому мэру не хочется даром иметь по две тысяч евро в день. Соблазнил в одном польском городе поставить  памятник всаднику  с лошадью. Никто не знает имя всадника. Есть, мол, такая традиция - бросишь монетку в левую ноздрю и будешь счастлив целый год. Брюхо лошади «вспарывается» раз в неделю. Пока не густо, всего по десять евро за день. Предлагает таких всадников в пяти городах ЕС, да кони – попрошайки не приживается. Нет прохода в иные миры.  Упорно люди не хотят видеть в безымянном всаднике и его лошади мир Рафаэля и Данте.  А фонтан Треви явный, нескрываемый проход во времени. Даже китайские туристы пытаются проникнуть в эпоху да Винчи и Караваджо.  Художники – тревиалисты вообще помешались. Один из них, Уго Кальяри, из приличной аристократичной семьи с древними корнями, чуть ли не родственник Марии Медичи, а придумать смог только такое: Нарисовал картину « ФонтанТреви днем» и на дне фонтана изобразил размером метр на метр стодолларовую купюру.  По цене в два евро продает по 20-30 копий своего шедевра в день.

Главное уловить вожделения толпы, – оправдывается  Уго, пытаясь убедить себя в том, что он все еще художник.

В чем твоя завораживающая сила, фонтан Треви – вопрошают те, кто брезгливо относится к подобного рода живописи. Раскройся и мы продублируем тебя у себя в Чикаго или Шанхае.  Таких очень много, не мало и тех, кто изучает разнообразные формы владельцев кафе на площади способы опустошения кошельков туристов. С чем вы ко мне пришли, ребята, - вопрошает бог Океан. – И что хотите извлечь из встречи со мной? 

P.S.Думаете, толпа на площади любуется фонтаном? Они изучают тех, кто любуется фонтаном, мечтая повторить феномен. А вы не хотите повторить феномен фонтана Треви у себя на родине? Тогда вам и в Рим не стоит ездить.  Так что правы римляне протестуя против ненасытных полчищ туристов, не сумевших повторить Рим у себя на родине.